Акханда Бхаджаны
Сегодня преданные Саи во всём мире в течение двадцати четырёх часов поют прославляющие Бога песнопения (Акханда бхаджаны). Это делается не ради отдельного человека, нации или общества, а ради благополучия всего человечества.
Из выступления Шри Сатья Саи Бабы 8 ноября 1986 года:
Звуковые волны исполняемых бхаджанов пронизывают эфир и наполняют атмосферу. Поэтому очищается всё пространство. Вдыхая этот очищенный воздух, вы очищаете свои сердца. В процессе повторения имени Господа вы отдаёте и получаете. Когда вы воспеваете имя Господа, вам следует делиться друг с другом радостью и священными чувствами. Необходимо помнить о том, что звуки, которые мы производим, многократно отражаются в атмосфере. Они навсегда остаются в эфире в виде волн и переживают человека, которые издает эти звуки.
Общественное пение бхаджанов не следует считать только приятным времяпрепровождением. Тысячам людей, поющих бхаджаны, необходимо глубоко погрузиться в этот процесс и в тот восторг, который они переживают. Пение должно быть энергичным и душевным, а не механическим, заунывным и скучным. Необходимо петь, учитывая чувство (бхаву), мелодию (рагу) и ритм (талу). Какое наслаждение можно испытать, слушая исполнителей, которые поют с одинаковым чувством, выдерживая ритм и мелодию! Когда присутствует подобное единство, то можно пережить Божественность.
Не все люди понимают силу и эффективность повторения имени Господа. Прежде всего, вам необходимо обрести чистоту мыслей, слов и дел. Ум должен медитировать над тем именем, которое произносит язык. То, что вы произносите, и то, над чем размышляете, необходимо приветствовать, хлопая в ладоши. Эта тройная концентрация на Божественном имени – в уме, слове и деле – очищает сердце и питает чувство преданности.
Когда во время общественного пения воспевается имя Бога, то необходимо выбрать такое имя, которое было бы близко всем исполнителям. Мелодия, ритм и т.д. должны быть такими, чтобы все участники могли исполнять бхаджан. Если солист поёт песню, которая не знакома другим людям, то группа будет вяло подпевать ему. Не будет воодушевления и подлинного участия. Их умы будут отвлекаться. Когда все преданные принимают участие в пении бхаджанов, производимые ими вибрации будут рождать радость и гармонию.
Многие люди, которые организуют общественное пение, не заботятся о том, какие бхаджаны должны быть исполнены. Пение человека, который поёт в своём индивидуальном стиле, может не подходить для общественного пения.
При проведении общественных бхаджанов необходимо придерживаться определенных правил. Во время индивидуального пения (киртаны) может исполняться сложная мелодия (алапана), но это совершенно не нужно делать во время проведения общественных бхаджанов. Во время таких бхаджанов внимание людей должно быть полностью сконцентрировано на имени Бога.
Из выступления Шри Сатья Саи Бабы 14 ноября 1976 года:
Воплощения чистой Атмы! 23 ноября прошлого года люди со всех частей мира собрались здесь для того, чтобы отпраздновать Золотой юбилей. Руководители центров приехали сюда для того, чтобы участвовать во Второй всемирной конференции, а также присутствовать на других мероприятиях. Позже они выразили желание назначить определённую дату до окончания празднования юбилейного года, чтобы отпраздновать это счастливое событие на местах. Для того чтобы удовлетворить их пожелание, было решено, что во всех центрах по всему миру слава имени Бога (намасанкиртан) будет воспеваться в течение 24 часов, начиная с 6:30 вечера вчерашнего дня и до 6:30 вечера сегодняшнего дня. Поэтому в 42 странах мира более чем в 7000 центрах преданные с радостью выполняют это приятное задание.
Это мероприятие называли Акханда бхаджаны, т.е. непрерывное воспевание славы Бога. Но что такое настоящие Акханда бхаджаны? Такие бхаджаны начинаются в 6:30 вечера одного дня и заканчиваются 6:30 вечера следующего дня. Можно ли назвать такое пение непрерывным? Что такое 24 часа, если мы подумаем о необъятных пространствах вселенной и вечности? Это только короткий миг, мгновение в жизни человека на земле. Вы повторяете имя Бога в течение одного дня и утверждаете, что вы воспеваете Его славу «постоянно»! Для того чтобы Акханда бхаджаны можно было назвать этим словом, они должны продолжаться в течение всей вашей жизни.
Вам необходимо исследовать истинное значение воспевания имени Бога (санкиртан). Киртан – это воспевание славы Бога. Санкиртан – это пение, исходящее из сердца, а не слетающее с губ или языка. Это выражение радостного трепета, которым наполняется сердце, когда человек думает о славе Бога. Это естественное проявление восторга. Не обращайте внимание на осуждение или похвалу людей. Не ждите того, чтобы вами восхищались слушатели и чтобы они вас хорошо принимали. Пойте для своей радости, для собственного удовлетворения и удовольствия. Только самый возвышенный киртан можно назвать санкиртаном.
Воспевание острой тоски по Богу и наслаждение обожанием Его помогают очистить атмосферу. Сегодня человек вынужден дышать воздухом, который загрязнен звуками, выражающими насилие, ненависть, жестокость и злобу. Поэтому он быстро утрачивает высокие знания, предназначенные для него. Вибрации, образующиеся в процессе воспевания славы Бога, способны очистить атмосферу и сделать ее чистой, умиротворенной и возвышенной. Именно для этой высокой цели проводится программа всемирного воспевания славы Бога.
Из выступления Шри Сатья Саи Бабы 10 июля 1959 года:
Акханда бхаджаны – это не только то пение, которое должно продолжаться в течение 24 часов или семи дней. Размышление об Источнике жизни и её цели должно продолжаться от рождения до смерти. Процессия к земле, на которой проводится кремация, начинается сразу после рождения, а биение сердца – это барабанный бой марша, который сопровождает это шествие. У некоторых людей длинный маршрут, у других – короткий, но все идут по этому пути. Поэтому бхаджаны нужно начинать петь в детстве и продолжать это пение всю свою жизнь. Они всегда должны сопровождать человека, быть его утешением и силой. Не откладывайте их до старости, так как это необходимая для ума пища.
Выберите имя Господа и всегда повторяйте Его. Я слушал бхаджаны, которые вы пели здесь вчера и сегодня. Вы пели тихо, ваше пение едва можно было услышать за пределами этого зала. Я знаю, что в одном учреждении решили провести Акханда бхаджаны, и для того чтобы их план осуществился, понадобилось за большую плату нанять несколько человек. Пойте бхаджаны с верой и воодушевлением. Пусть весь город наполнится преданностью, которую вы выражаете при воспевании Его имени. Имя помогает развивать дух братства и гармонию. Оно успокаивает все бури и дарует покой.